
Когда слышишь про Знхо завод нефтехимического оборудования, многие сразу представляют гигантский конвейер с блестящими реакторами. На деле же там до сих пор в цехах 1980-х годов вручную подгоняют фланцы для колонн синтеза — видел лично, как мастер с лупой проверял прилегание поверхностей. И это при том, что их литейный цех мог бы работать с нашими отливками из жаропрочной стали, но до сих пор закупают китайские заготовки... Кстати, о Китае: сейчас многие ругают их сталь, но те же ООО Чжэньцзян Синшэн Стальное Литье поставляют им втулки для насосов, которые выдерживают сероводородную коррозию лучше наших аналогов. Проверяли на установке гидроочистки в Омске — после года работы замеры показали износ втрое меньше, чем у местных производителей.
В 2019 мы пытались модернизировать теплообменник на установке АВТ — взяли комплект трубных решеток у Знхо завод нефтехимического оборудования. По паспорту всё сходилось: сталь 12Х18Н10Т, обработка по ГОСТу. Но при монтаже выяснилось, что посадочные места под трубки имеют расхождение в сотые доли миллиметра. Пришлось в экстренном порядке фрезеровать — неделя простоя, штрафы. Позже выяснилось, что у них станочный парк не обновлялся с советских времен, отсюда и накопленные погрешности.
Сейчас они пытаются компенсировать это сотрудничеством с литейщиками вроде ООО Чжэньцзян Синшэн Стальное Литье — те могут отливать заготовки с допусками до 0,1 мм, что для нефтехимии критически важно. Но сам Знхо завод нефтехимического оборудования не всегда готов переплачивать за качественные заготовки, предпочитая работать с тем, что есть. Видел их заказ на расточку колец под катализаторные корзины — брали дешёвую сталь 35Л, хотя для температур под 500°C нужна была как минимум 15Х5М.
Ещё пример: их цех сборки реакторов до сих пор использует устаревшую схему крепления люков — на болтах с одинарным уплотнением. В то время как в Китае уже давно перешли на фланцевые соединения с двойным контуром уплотнения. Кстати, на https://www.xszgsteel.ru есть конкретные кейсы по адаптации литых компонентов под российское оборудование — там описана как раз история с модернизацией крышки реактора для завода в Уфе.
Работая с Знхо завод нефтехимического оборудования, постоянно сталкиваешься с компромиссами по материалам. Их технологи настаивают на отечественных марках сталей, но когда речь идёт о работе с сернистыми нефтями, лучше показать им каталог ООО Чжэньцзян Синшэн Стальное Литье — у них есть жаропрочные стали с добавлением вольфрама, которые держат до 650°C без заметной ползучести.
Помню, как в 2021 они делали замену змеевика печи П-1 — взяли свою 12Х1МФ, но через полгода появились трещины в зонах термического удара. Пришлось экстренно заказывать в Китае аналоги из стали GX40CrNiSi25-12 — обошлось втридорога, но хотя бы без аварийной остановки. Сейчас они потихоньку начинают перенимать этот опыт, но медленно, слишком привязаны к старым ГОСТам.
Интересно, что по данным с их же сайта, ООО Чжэньцзян Синшэн Стальное Литье как раз специализируется на сложных отливках для нефтехимии — от корпусов насосов до сегментов барабанов сушилок. Но наши заводы до сих пор относятся к таким поставщикам с предубеждением, хотя по факту те же патрубки из высокохромистого чугуна служат в 2-3 раза дольше.
С Знхо завод нефтехимического оборудования всегда сложно с планированием — их цех мехобработки может месяцами ждать поковки из Челябинска, тогда как те же детали из Китая шли бы морем за 3-4 недели. Видел их производственный план на 2022 — там простаивали два токарных станка с ЧПУ из-за отсутствия заготовок шестерён для редукторов.
При этом у ООО Чжэньцзян Синшэн Стальное Литье логистика отлажена — они контейнерами отправляют отливки в порт Восточный, оттуда уже железной дорогой. Но наши заводы не любят работать с предоплатой, а китайские поставщики без 30% аванса не начинают производство. Замкнутый круг.
Ещё нюанс: таможенное оформление. Для Знхо завод нефтехимического оборудования ввоз импортных комплектующих всегда головная боль — сертификация, таможенные пошлины. Проще работать с отечественными поставщиками, даже если качество ниже. Хотя для критичных узлов вроде уплотнений валов насосов лучше переплатить, но получить надежные компоненты.
Судя по их последним тендерам, Знхо завод нефтехимического оборудования начинает постепенно обновлять станочный парк. Закупили японские обрабатывающие центры, но вот с оснасткой проблемы — фрезеры для пазов под уплотнения до сих пор делают кустарно. Здесь могли бы помочь готовые решения от ООО Чжэньцзян Синшэн Стальное Литье — у них есть каталог стандартных литых заготовок фланцев и патрубков.
Интересно, что они начинают экспериментировать с биметаллическими отливками — стальная основа с наплавкой из стеллита для узлов трения. Как раз то, что нужно для арматуры высокого давления. Но пока это единичные эксперименты, до серийного производства далеко.
Если говорить о будущем, то Знхо завод нефтехимического оборудования мог бы стать хабом для сборки сложного оборудования с использованием импортных комплектующих. Их преимущество — знание российских стандартов и требований нефтехимических производств. Но для этого нужно менять подход к закупкам и работать с проверенными поставщиками вроде упомянутой китайской компании.
В прошлом году мы пытались наладить поставки литых роторов для центрифуг от ООО Чжэньцзян Синшэн Стальное Литье через Знхо завод нефтехимического оборудования. Получилось с третьей попытки — первые две партии забраковали из-за расхождений в химическом составе. Но те роторы, что прошли приёмку, до сих пор работают на обессоливающей установке без вибрации.
Ещё пример: замена опорных роликов для сушильного барабана. Наши предлагали сталь 35ГЛ, китайцы — свой аналог с добавлением молибдена. Взяли пробную партию — износ снизился на 40%. Теперь Знхо завод нефтехимического оборудования постепенно переводит на эти материалы всю линейку роликовых опор.
Самое сложное — убедить их техотдел, что импортные материалы не всегда хуже. Помогло то, что ООО Чжэньцзян Синшэн Стальное Литье предоставляет полный пакет сертификатов по российским и международным стандартам. И их сайт https://www.xszgsteel.ru содержит подробные техкарты на каждую марку стали — удобно для сравнения с отечественными аналогами.