
Если брать коленвал для z18xer, тут вечно путаница с балансировкой и термообработкой – многие думают, что раз движок не гоночный, можно ставить что угодно. А потом удивляются, откуда вибрации на низких оборотах.
Когда мы начинали сотрудничать с ООО Чжэньцзян Синшэн Стальное Литье, первое, что проверяли – как они работают с легированной сталью для ответственных деталей. У них на сайте https://www.xszgsteel.ru указано про металлургическое оборудование, но по факту они дают хорошую микроструктуру даже для таких специфичных штук, как z18xer.
Заметил, что у них термообработка идет с контролем скорости охлаждения – это критично для коленвалов, где нужно избегать мартенситных зон в зонах перехода. Как-то пришлось переделывать партию из-за того, что в ресивере появились микротрещины именно в этих местах.
Кстати, по высокохромистому чугуну – для z18xer он не подходит, хотя некоторые пытаются экономить. Проверяли на стенде: через 15 тысяч км начинает выкрашиваться в районе шатунных шеек.
С завода коленвал для z18xer идет с расчетом на штатные подшипники, но если движок уже был в ремонте – начинаются танцы с зазорами. Один раз пришлось снимать лишние 0.03 мм с шатунных шеек, потому что новый вал от ООО Чжэньцзян Синшэн оказался капризным к масляному клину.
Запомнился случай, когда поставили вал без проверки биения – клиент потом вернулся с жалобой на стук на холодную. Разобрали – оказалось, проблема была в дисбалансе 8 грамм на противовесе. Причем визуально кривизны не было видно.
Сейчас всегда советую проверять посадочные места под шкив – у z18xer там бывает разная конусность в зависимости от года выпуска. Если ошибиться, через пару тысяч км будет разбивать ключ.
После замены коленвала на z18xer часто забывают про обкатку – а ведь первые 500 км нужно без резких разгонов. Как-то пришлось разбирать движок, где клиент сразу после ремонта поехал в гору – вкладыши пошли пятнами.
Интересно, что масляные каналы в валах от ООО Чжэньцзян Синшэн иногда требуют дополнительной промывки – видимо, из-за особенностей обработки остается мелкая стружка. Теперь всегда продуваем сжатым воздухом под давлением.
Заметил закономерность: если ставить оригинальные вкладыши с этим коленвалом, зазоры получаются в верхнем допуске. Лучше брать на 0.001 мм меньше – тогда ресурс выше.
Пробовали как-то заказывать у ООО Чжэньцзян Синшэн коленвал из жаропрочной стали – для эксперимента. Для z18xer оказалось избыточно, но интересно, что при перегреве до 300 градусов деформация была меньше на 0.02 мм compared со штатным.
С углеродистой сталью у них стабильное качество – микротвердость в пределах 280-320 HV, что для z18xer оптимально. А вот с нержавейкой были проблемы – плохо держала посадку шкива.
Сейчас для форсированных версий используем их легированную сталь с дополнительной азотировкой – получается выдерживать до 200 л.с. без проточки.
При установке нового коленвала z18xer всегда проверяю соосность с распредвалами – бывает, что блок деформирован от перегрева и вал стоит с перекосом. Один раз пришлось шлифовать постели на 0.05 мм.
Советую менять болты крепления маховика – старые часто не держат момент затяжки. Особенно если движок работал на газу.
И да – после замены коленвала первые 100 км будут небольшие вибрации, пока вкладыши не притрутся. Главное не паниковать и не начинать сразу разбирать.