
Литый обтекатель гребного винта судна является важным компонентом, устанавливаемым за ступицей судового движителя (гребного винта), который в основном применяется на различных типах судов, особенно на рабочих, инженерных и высокопроизводительных судах, и служит для выпрямления потока, уменьшен...
Литый обтекатель гребного винта судна является важным компонентом, устанавливаемым за ступицей судового движителя (гребного винта), который в основном применяется на различных типах судов, особенно на рабочих, инженерных и высокопроизводительных судах, и служит для выпрямления потока, уменьшения сопротивления вихреобразования, тем самым повышая пропульсивную эффективность и снижая вибрацию и шум.
С точки зрения классификации, он относится к крупным, сложным тонкостенным полым вращающимся отливкам, предъявляющим чрезвычайно высокие требования к точности размеров и гладкости обводов.
Выбор распространенных материалов зависит от типа судна и коррозионной среды, в основном это высокоуглеродистая и легированная сталь. Эти два материала сочетают превосходную коррозионную стойкость к морской воде, устойчивость к кавитации, хорошие литейные свойства и достаточную механическую прочность, являясь идеальными материалами для сопряжения с движителем.
Трудности литья значительны. Во-первых, их крупная полая тонкостенная конструкция создаёт высокий риск деформации и усадочной пористости в процессе затвердевания. Во-вторых, для достижения гидродинамических требований их сложные внутренние и внешние обтекаемые поверхности должны быть гладкими и непрерывными, что предъявляет строгие требования к изготовлению моделей, точности форм и последующей зачистке. Кроме того, для обеспечения внутренней плотности и бездефектности отливки данного типа необходимы точный расчет и расстановка холодильников и прибылей, что технологически сложно, и контроль выхода годной продукции является ключевой проблемой.
Судовые и морские отливки являются ключевыми конструкционными и функциональными компонентами, используемыми в различном оборудовании судов и морских платформ, которые работают в суровых условиях, подвергаясь коррозии в морской воде, ударам волн и длительным нагрузкам. Сфера их применения чрезвычайно широка и включает в основном движительные системы (такие как гребные винты, кронштейны гребных валов), швартовное оборудование (такие как кнехты, звёздочки якорной цепи), палубные механизмы (такие как основания якорных шпилей, компоненты лебёдок), а также специальные конструкционные элементы морских платформ.
Для противодействия суровым испытаниям морской среды выбор материалов имеет решающее значение. Литая сталь (такая как ZG200-400, ZG270-500) благодаря своей высокой прочности и вязкости широко используется для конструкционных элементов, воспринимающих сложные напряжения; никель-алюминиевая бронза и марганец-алюминиевая бронза благодаря превосходной стойкости к коррозии в морской воде и устойчивости к кавитации являются предпочтительным выбором для крупных гребных винтов; кроме того, нержавеющая сталь (такая как серии 304, 316) и высокопрочные низколегированные стали также используются для конкретных областей с коррозионной средой или требующих высокой прочности.
Сложность литья таких отливок чрезвычайно высока. Во-первых, многие ключевые компоненты (такие как гребные винты) имеют сложные пространственно-изогнутые поверхности, что предъявляет чрезвычайно высокие требования к изготовлению моделей и точности стержней. Во-вторых, отливки часто имеют массивные сечения или большую разницу в толщине стенок, что создаёт высокий риск образования усадочных раковин, усадочной пористости и горячих трещин в процессе затвердевания, и требует применения научно обоснованных систем литников-прибылей и холодильников для точного контроля. Наконец, для обеспечения долгосрочной безопасности в морской среды отливки должны быть внутренне плотными и бездефектными, и проходить строгий неразрушающий контроль (такой как ультразвуковой) и испытания на механические свойства.